Технический перевод с английского на русский в области информационных технологий вычислительной техники и связи
Об авторе Публикации Ресурсы Полезные ссылки

Элемент управления Button

Мы уже познакомились с некоторыми кнопками пользовательского интерфейса, но сейчас обсудим общий термин, поскольку именно с ним связано многолетнее заблуждение из-за недостаточного понимания особенностей данного элемента управления в графическом пользовательском интерфейсе. Кнопки широко и давно применяются не только в компьютерном интерфейсе, причем этот термин именует "устройство в виде подвижной пуговки для замыкания электрической цепи и приведения в действие различных механизмов путем ее нажатия" согласно словарям Ожегова/Ефремовой или Ушакова. По понятным причинам слово "кнопка" отсутствует в словаре Даля. В электротехнике применяются многочисленные вариации кнопок, но почти все они срабатывают по нажатию, а не по отпусканию клавиши (причем нажатие может быть кратковременным для кнопок с фиксацией – кнопка включения телевизора, или постоянным для кнопок без фиксации – кнопка дверного звонка или кофемолки). Однако экранные кнопки, за исключением кнопок меню, действуют иначе - при отпускании кнопки мыши.

В английском и русском языке слова button и кнопка практически совпадают во всех своих вариантах употребления, причем для нашего бытового "нажать кнопку" имеется такой же разговорный синоним "push the button". Но если в "компьютерном" английском для button повсеместно употребляется click или press, то в русском техническом никак не удается согласовать единый термин для операции с экранной кнопкой. С формально-лингвистической точки зрения нужен глагол "нажать", но технический смысл операции ведет нас к выбору какого-нибудь другого глагола и наилучшим кандидатом здесь будет "щелкнуть". Повторим то, что уже сказано по поводу кнопки "Пуск" (Start button):

Давайте внимательно проследим операции с кнопкой мыши, которые мы обычно выполняем автоматически. Будем считать, что нажатие – это нажатие кнопки мыши до щелчка (один щелчок), нажатие и отпускание (два щелчка), а когда последняя операция выполняется быстро (в пределах регулируемого пользователем «интервала двойного щелчка») – щелчок кнопкой мыши. Срабатывание экранных кнопок в диалоговых окнах системы Windows происходит при нажатии и отпускании, нажатие без отпускания изменяет графическое изображение кнопки (как бы нажата), но операция не начинается. Щелчок не всегда равноценен нажатию и отпусканию. Но кнопки меню в приложениях работают иначе - как кнопка Пуск в операционной системе. Возможен альтернативный вариант описания работы, предполагающий, что пользователь когда-нибудь, когда устанет палец, сам отпустит нажатую кнопку мыши без каких-либо дополнительный указаний. В этом случае мы опять имеем три операции: нажмите и удерживайте, нажмите и щелкните. Соответственно в английском: press, press and release и click для первого варианта, либо press and hold, press и click для альтернативной трактовки. Ну так вот, если кнопки в окнах системы Windows обычно срабатывают по «нажать и отпустить» (1) или «нажать» (2), либо по щелкнуть (для обоих вариантов), то кнопка Пуск срабатывает по нажатию без отпускания (1) и по нажатию без удерживания (2), проще говоря - по переднему фронту. Остальные кнопки в диалоговых окнах срабатывают по заднему фронту, т.е. после отпускания нажатой кнопки мыши, что в английском чаще всего называют click.

Несоответствие в поведении кнопок меню (menu button) и командных кнопок (command button) объясняется очень просто: открытие меню нажатием или щелчком не является основной, предполагаемой операцией в меню. Пользователю нужно запустить команду меню и его открытие является промежуточной процедурой, поэтому он открывает меню нажатием (без отпускания), выбирает нужный пункт и запускает команду при отпускании кнопки мыши. Либо, как постоянно предписывает Microsoft, щелкает меню Пуск для его открытия, затем позиционирует указатель и опять щелкает пункт меню. Именно поэтому Microsoft использует для кнопки меню или кнопки Пуск термин click, который предполагает еще один щелчок пункта меню. Проще говоря, во всех операциях с многоступенчатым выбором компания описывает в документации наиболее удобный способ - щелчок, фиксирующий раскрытие дополнительных возможностей, позиционирование без нажатия какой-либо кнопки мыши и повторный щелчок. Хотя вполне возможно сделать это иначе: нажать с удерживанием, выполнить позиционирование с нажатой кнопкой мыши, затем отпустить кнопку мыши.

Кнопка (button) запускает немедленно выполняемую операцию. В руководствах для программистов обычно рекомендуют "затенять" изображение неприменимой в данный момент кнопки и не переназначать ее операцию. Последнее связано с тем, что после запуска операции кнопку старта можно сделать кнопкой остановки операции, заменив название и функцию. Например, после нажатия кнопки "Старт" она может стать кнопкой "Стоп" и выполнять противоположную функцию. Такие двойственные кнопки не рекомендуются в современных пользовательских интерфейсах, но еще встречаются в отдельных приложениях.

Словарь [2] определяет кнопку (button) так: "графический элемент в диалоговом окне, который при активизации выполняет определенную функцию. Пользователь активизирует кнопку щелчком (clicking on it) с помощью мыши, либо, когда кнопка находится в фокусе (выбрана), нажатием клавиши Return или Enter на клавиатуре".

Стилевое руководство Microsoft [1] различает несколько терминов, связанных с экранными кнопками: "Термин button употребляйте в качестве сокращенной формы command button или option button. Не применяйте action button. В общем случае, именуйте кнопку только по ее метке. Но можно употреблять родовое слово, когда это необходимо для ясности изложения. Примеры:
  • Select the file you want to open and then click OK.
  • To enlarge a window to fill the entire screen, click the Maximize button".

"Термин command button употребляйте для программистов, чтобы именовать в диалоговом окне кнопку (обычно прямоугольной формы), которая выполняет команду. Не называете command button кнопкой action button или push button".

"Термин ellipsis button именует кнопки с разными именами, включая Browse button, Build button или Properties button, в зависимости от результата щелчка кнопкой. По возможности, приведите рисунок вместо словесного описания (...)".

"Термин option или option button в общем случае обозначает элемент диалогового окна, который лучше именовать по его метке. Если требуется родовое слово, используйте option".

"Термины push button (сущ.) и push-button (прил.) лучше не употреблять вовсе. Техническими терминами являются button или command button".

"Термины radio button не следует употреблять из-за проблем при локализации. Используйте только имя кнопки, либо совместно с родовым словом option. Для устранения разночтений допустим термин option button".

Совсем иные термины употребляет компания Apple, если судить по Apple Human Interface Guidelines, 2006 Apple Computer, Inc. для интерфейса Aqua. Заметим, что здесь обсуждается терминология для программистов, которая может не употребляться в документации для пользователей.

Push button (нажимная кнопка, кнопка нажатия) – это скругленный прямоугольник с текстовой меткой, причем щелчок на нем немедленно выполняет операцию. Используйте push button только для кнопок с текстом. Кнопки со значками или другими изображениями следует именовать bevel button. Имена кнопок push button должны быть глаголами, описывающими выполняемую операцию, например Save, Close, Print, Delete и т.д. Если кнопка действует на одиночный объект, допустимо расширенное описание в качестве метки, например “Choose Picture…” вместо “Choose…”.

Metal button ("металлическая" кнопка) используется в окнах с "металлическим" внешним видом (текстурированных окнах). Такие кнопки могут содержать значки, графические изображения или текст. Они могут действовать подобно кнопкам других типов, включая radio button или checkbox. Не применяйте metal button в диалогах (dialog), которые ни при каких обстоятельствах не должны иметь "металлический" внешний вид.

Bevel Button (скругленная кнопка, кнопка со скругленными гранями) имеет специфическое изображение краев, моделирующее трехмерный внешний вид. Это многофункциональные кнопки, которые способны отображать текст, значки или иные изображения. Такие кнопки действуют подобно стандартным нажимным кнопкам, либо группируются подобно переключателям (radio button) или флажкам (checkbox). Кнопки могут иметь скругленные или прямые углы.

Icon Button (кнопка со значком) действует подобно кнопке bevel button, но не имеет вокруг изображения прямоугольной границы. Щелчок можно выполнять в любой области изображения кнопки, а не только на значке. Кнопка может иметь прикрепленное раскрывающееся меню (pop-up menu).

Round Button (круглая кнопка) может содержать изображение, но не текст. Часто используется как элемент управления навигацией. Не может применяться подобно переключателям (radio button) или флажкам (checkbox).

Help Button (кнопка справки) открывает браузер справочной системы Help Viewer на странице, относящейся к контексту кнопки. Кнопка справки стандартизована и содержит графическое изображение знака вопроса, унифицированное в Mac OS X.

В заключение отметим, что в документации для конечного или домашнего пользователя вполне хватает одного термина – button, имеющего однозначный перевод "кнопка".

Следующая страница